Наука
Advertisement

Атлантида в культуре

Атлантида в теософии

В книге Е. П. Блаватской «Тайная доктрина» утверждается, что в Атлантиде проходила эволюция Четвёртой коренной расы, которая предшествовала современному человечеству. В 1882 году известный теософ А. П. Синнетт заявил, что якобы получил от тибетского махатмы К. Х. ответ на свои вопросы об Атлантиде. К. Х. писал:

«Погружение Атлантиды (группы континентов и островов) началось во время миоценского периода — (как и сейчас, наблюдается постепенное погружение некоторых ваших континентов) — и оно достигло наивысшей точки сначала в окончательном исчезновении самого большого континента — событие, совпавшее с подъёмом Альп, затем подошла очередь последнего из островов, упомянутого Платоном. Египетские жрецы Саиса говорили Солону, что Атлантида (единственный оставшийся большой остров) погибла за 9000 лет до их времени. Это не было вымышленным числом, ибо они на протяжении тысячелетий тщательно охраняли свои достижения. Но тогда, говорю я, они упомянули лишь о Посейдонисе, и никогда не открыли бы свою сокровенную хронологию даже великому греческому законодателю… Великое событие — торжество наших „Сынов Света“, обитателей Шамбалы (тогда — остров в Центральноазиатском море) над себялюбивыми — если не совершенно порочными — магами Посейдониса случилось ровно 11 446 лет тому назад. Прочтите в этой связи неполное и частично завуалированное объяснение в „Изиде“, том 1-й, и некоторые вещи для вас станут яснее»[1].

Теософы полагают, что цивилизация Атлантиды достигла своего пика в период между 1 000 000 и 900 000 лет назад, но разрушилась из-за внутренних противоречий и войн, явившихся следствием незаконного использования атлантами магических сил. У. Скотт-Эллиот в «Истории Атлантиды» (1896) утверждает, что Атлантида, в конечном счете, раскололась на два больших острова, один из которых имел название Дайтья, а другой — Рута, который позднее сократился до последнего остатка, известного как Посейдонис[2]. Ч. Ледбитер утверждает, что в Тибете находится оккультный музей, в котором хранятся образцы культур всех цивилизаций когда-либо существовавших на Земле, в том числе и цивилизации Атлантиды[3]. Четыре карты континента, отражающие историю его разрушения, помещённые Скотт-Эллиотом в «Историю Атлантиды», это копии карт из упомянутого тибетского музея[4].

В литературе и искусстве

Question book-4.svg
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011 года.

[[Категория:Наука:Статьи с разделами без ссылок на источники Ошибка: неправильное время]]К:Наука:Статьи без источников (страна: )

Файл:Nemo Aronax Atlantis.jpg

Профессор Аронакс и капитан Немо среди развалин Атлантиды

Атлантида — источник вдохновения для многих поколений писателей, художников, драматургов, режиссёров. Множество фильмов, книг, комиксов и игр посвящены жизни Атлантиды, поискам её, или используют Атлантиду как аллегорию.

В фантастической литературе

  • В романе Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» капитан Немо показывает профессору Аронаксу остатки зданий Атлантиды на дне Атлантического океана; они совершают прогулку по океанскому дну в водолазных костюмах.
  • Позже Вольфганг Хольбайн продолжит тему Атлантиды в своих книгах из серий «Дети капитана Немо» («Девочка из Атлантиды» и другие).
  • Другой писатель Пьер Бенуа посвятил роман поискам Антлантиды на территории современного Алжира. Подробнее см. в его книге «Атлантида» (L’Atlantide, 1919) [1].
  • В «Аэлите» Алексея Толстого предложена версия атлантской праистории человечества. Атлантида опустилась на дно в результате страшного землетрясения, но часть атлантов — магацитлы — переселились на Марс.
  • В романе Григория Адамова «Тайна двух океанов» (1938; 1939) затопленная Атлантида (в Атлантическом океане) — один из пунктов маршрута подводной лодки «Пионер».
  • В романе «Маракотова бездна» (1929) Артура Конан Дойля профессор Маракот с двумя своими спутниками достигает на батисфере дна глубокой атлантической впадины и там обнаруживает сообщество людей, живущих в герметических подземных помещениях, дышащих кислородом, выработанным из воды, и очень комфортно обустроивших своё существование. Оказалось, что они — потомки жителей Атлантиды, в древности хорошо подготовившихся к катаклизму, погубившему их континент, и, таким образом, выживших.
  • Историю Атлантиды использовал Джон Толкин как основу для сюжета о Нуменоре — затонувшей прародине высших людей — эдайн. На квенья, одном из вымышленных языков Средиземья, Нуменор так и назывался — Атала́нтэ (квен. Atalantë, «Падший»).
  • Фантаст Александр Беляев в повести «Последний человек из Атлантиды» описал существование и гибель Атлантиды в результате тектонической катастрофы. Описанная в повести цивилизация бронзового века поклоняется солнцу.
  • В научно-фантастический романе Георгия Мартынова «Спираль времени» (1966) описывается посещение Атлантиды («страны Моора») пришельцами из космоса около двенадцати тысяч лет тому назад. В романе Атлантида описывается как общество с уровнем развития и типом правления, напоминающими древнеегипетский.
  • В повести Кира Булычёва «Конец Атлантиды» из цикла «Приключения Алисы», Атлантида оказывается базой инопланетных пришельцев, столетиями наблюдающих за Землёй. Она располагается на дне Тихого океана близ Гавайских островов.
  • В научно-фантастической повести румынского писателя Виктора Кернбаха «Лодка над Атлантидой» — (1961 г. оригинал. На русском языке в «Библиотеке приключений и научной фантастики» в 1971 году.) — описывается одна из гипотез об Атлантиде.
  • В романе «Операция Поиск во времени» Андре Нортон (1967) использована мифология Чёрчварда. Американец из XX века попадает в древний мир, где идет война между Атлантидой и цивилизацией Му. Атлантида представлена империей зла, поклоняющейся кровавому культу Ба-Ала.
  • Вымышленной истории Атлантиды посвящен цикл романов «Атланты» российского писателя-фантаста Дмитрия Колосова. Атлантида, согласно основному сюжету — планета, расположенная в другой галактике, на которой было создано утопическое общество. После захвата планеты Атлантиды в войне, глава государства и немногие приближённые бежали на Землю, где основали новое общество по старым образцам.
  • В цикле «Дуновение смерти и вечность любви» современного фантаста Григория Демидовцева название «Атлантида» применяется к Америке — соответственно, существуют Северная и Южная Атлантида. Это связано с тем, что в созданной Демидовцевым альтернативной реальности Америка открыта не Колумбом, а мореплавателями из Неворуси.
  • В научно-фантастическом романе «Иллюминат!», Роберт Антон Уилсон описывает останки мира Атлантиды во время погружения на подводной лодке. Атланты были могущественной цивилизацией, которая погибла во время войны.
  • В цикле «Темные видения» американской писательницы Лизы Джейн Смит описывается раса («Братство Кристалла»), населявшая Атлантиду. Немногие выжившие после гибели Атлантиды перебрались на другие континенты.
  • В повести Дмитрия Ольченко «За голубым порогом тайны» упоминается, что Атлантида принадлежала к островам Греции и было у нее три брата-правителя: Марс, Гефест и Гермес. В результате убийства братьев и многочисленных войн, которые вел Марс, Атлантида была обескровлена и разорена. Атлантида погружается под воду, потому что боги не вынесли кровавого правления Марса.
  • В рассказе Говарда Лавкрафта «Храм» после аварии немецкая подводная лодка опускается на дно и оказывается в затопленном городе с античной архитектурой, где главным зданием является древний храм.
  • В рассказе Роберта Шекли «Царская Воля» один из демонов (ферров) Атлантиды проникает в наш мир.
  • В произведении Эдгара Берроуза «Тарзан и сокровища Опара».
  • В романе Книга черепов писателя-фантаста Роберта Силверберга описывается секта бессмертных, возникшая в Атлантиде и донесшая свои тайные практики до нынешних дней.
  • в цикле "Путь бога" Антона Козлова(псевдоним Белозеров) описывается что остров Атлантида не утонул а был переброшен в другое измерение через черную дыру

В другой литературе

  • В 1910-е-1920-е годы гипотеза об Атлантиде как колыбели человеческой культуры была в моде и отразилась в работах поэта Валерия Брюсова, автора трактата об атлантах «Учители учителей».
  • Как об исторически существовавшей цивилизации об Атлантиде писал Д. С. Мережковский в трактате «Тайна Запада. Атлантида — Европа» (1927). Атлантида им рассматривалась как древний аналог умирающей западноевропейской культуры, которая неминуемо должна пасть от ударов большевистских варваров.
  • В книге английского оккультиста Джеймса Чёрварда «Затерянный континент Му» (1926) Атлантида является колонией высокоразвитой расы тихоокеанского континента.
  • В повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» описывается гимназист Степан «Атлантида», которого прозвали так из-за мечты отыскать этот затонувший материк, откачать воду и установить там социализм.
  • В историческом романе Гарри Гаррисона и Леона Стовера «Стоунхендж: когда погибла Атлантида» (1983) Атлантида находилась на островах Крит и Санторин в Средиземном море.
  • Аналогичная версия представлена в историческом романе (с элементами фантастики) «Танцовщица из Атлантиды» Пола Андерсона.
  • В романе Анчарова «Самшитовый лес» археолог и тайный атлантолог Аркадий Максимович находит древний документ, повествующий об Атлантиде; позже, в ходе научной дискуссии, главный герой романа Сапожников доказывает, что Атлантида должна была существовать — только её существованием и последующим исчезновением можно объяснить многие загадки и неувязки в истории и палеонтологии.
  • В романе археолога Дэвида Гиббинса «Атлантида» (2005) — атланты являются индоевропейцами на неолитическом уровне развития, когда-то жившими по берегам пресноводного озера, ставшим после появления пролива Босфора и Дарданеллы Чёрным морем. Соответственно, мифы атлантов были записаны древними египтянами, а потом в искажённом виде были переданы Солону и Платону.
  • В 1937 году Клара Иза фон Ревн написала историю Атлантиды от ее возвышения до полного разрушения «Люди Селестора из Атлантиды». В качестве источника выступает вымышленный мудрец Селестор.
  • В книге «Древняя тайна Цветка Жизни» метафизика и эзотерика Друнвало Мельхиседека описывается история заселения острова, находившегося на территории современного Бермудского треугольника, расой людей, а также марсианами и пришедшими из нашего будущего иудеями. Люди были находились на гораздо более высоком уровне развития, чем сейчас. Однако в результате неудачного эксперимента марсиан, люди скатились вниз в своем развитии.
  • В книге «Второе рождение Атлантиды» французский журналист Этьен Кассе в результате журналистского расследования выдвигает свою гипотезу об Атлантиде. Атлантида называлась страна Карх, в которой жил народ кархат, известный нам как атланты. Народ кархат был потомком людей и детей Амона (солнечного божества). Главной водной артерией Карха была река Шастра, в самой низменной части острова образовывавшая одноименное озеро. Одна часть острова была гористой местностью, с горным массивом Шаккаб. После затопления острова от него остались торчать над поверхностью воды вершины этих гор, известные сейчас как Бермудские острова.
  • В рассказе Н. К. Рериха «Миф Атлантиды».
  • В книге Е. В. Быханова высказывается предположение, что Атлантида это и поныне существующая Америка, которая просто отодвинулась из-за дрейфа материков от Европы[5].

В изобразительном искусстве и медиа

В живописи

Файл:Atlantis Monsu Desiderio.jpg

Монсу Дезидерио. Падение Атлантиды

  • Падение Атлантиды — сюжет фантастической картины французских барочных живописцев, известных под коллективным псевдонимом Монсу Дезидерио (XVII в.)
  • Атлант (1921), Гибель Атлантиды (1929) — картины Николая Рериха.

Художественные фильмы про Атлантиду

  • Вожди Атлантиды (1977)
  • Атлантида: Затерянный мир (2001) — мультфильм студии Disney в жанре стимпанк
  • В телесериале «Звёздные врата: Атлантида» Атлантида — это город-космический корабль древнейшей человеческой расы «Древние», несколько миллионов лет назад улетевший с Южного полюса Земли. Около 10 тысяч лет назад Атлантида была погружена на дно океана, а после погружения города Древние вернулись через Звёздные врата на Землю. В сериале именно от вернувшихся Древних Платон и узнал об Атлантиде и её погружении на дно океана.
  • Атлантида, погибший континент (1961) Atlantis, the Lost Continent — фильм США

Научно-популярные фильмы про Атлантиду

В музыке

  • Альбом «Atlantis» немецкой метал-группы Atrocity
  • Альбом «Atlantis Ascendant» группы Bal-Sagoth, а также ряд других песен этой группы.
  • Альбом 1977 года «Ocean» группы Eloy посвящен гибели Атлантиды. В 1998 году группа выпустила альбом-продолжение, который называется «Ocean 2 — The Answer».
  • Альбом «Atlantia» (2010) испанской рок-группы Mägo de Oz, завершающий трилогию «Gaia».
  • Альбом «Orama» группы On Thorns I Lay
  • Альбом «Atlantis» джазового музыканта Sun Ra вместе с одноимённой композицией посвящены Атлантиде.
  • Альбом «V — The New Mythology Suite» группы Symphony X посвящён истории Атлантиды.
  • ЕР Lost австрийской метал-группы Visions Of Atlantis посвящён Атлантиде, как и название группы.
  • Трэк Ltj Bukem — Atlantis (I need you)
  • Песня «Anlantis» группы Imperio
  • Песня «Atlantis Is Calling» группы Modern Talking
  • Песня «Atlantis» шведской метал-группы ReinXeed
  • Песня «Atlantis» группы Ring Of Fire
  • Песня «Atlantis» чешской метал-группы Salamandra
  • Песня «Crowning Of Atlantis» шведской группы Therion посвящена Атлантиде.
  • Песня «Atlantis» французской метал-группы Whyzdom
  • Песня Александра Городницкого «Атлантида» (не путать с более известной его песней «Атланты»)
  • Песня «Атлантида» группы Nautilus Pompilius посвящена Атлантиде.
  • Песня Филиппа Киркорова «Атлантида»
  • Песня «Атлантида» группы Аметист
  • Песня «Атлантида» группы Оддисс

В играх

  • В 1992 году студия Lucas Arts выпустила компьютерный квест Indiana Jones & The Fate Of Atlantis: The Graphic Adventure, ставший классикой жанра. В 1997 году французская фирма Cryo выпустила квест Atlantis: The Lost Tales, в 1999 — Atlantis II, в 2001 — Atlantis III: The New World на Playstation, в 2004 — Atlantis Evolution.
  • В видеоигре Tomb Raider и её ремейке Tomb Raider: Anniversary, молодая археолог, графиня Лара Крофт нанята могущественной корпорацией «Натла Текнолоджис» для поиска трех частей древнего артефакта «Сцион Атлантиды». По ходу игры выясняется, что глава корпорации — Жаклин Натла — царица Атлантиды, желающая возродить погибшую цивилизацию (которую сама же и погубила).
  • В компьютерной игре Age of Mythology: The Titans атланты являются одной из игровых рас.

В мультсериалах

  • В мультсериале «Transformers: Cybertron» Атлантида — это не древний затонувший остров, как земляне привыкли считать, а одноимённый звездолёт трансформеров размером с город, что с момента катастрофы находился в бермудском треугольнике, входить в который безопаснее всего под водой (по сериалу).
  • В мультсериале «Teenage Mutant Ninja Turtles: Atlantis Awakes» Атлантида — древний, но тем не менее действующий город, населённый людьми и размещённый под особым энергокуполом на большой глубине в Атлантическом Океане, куда главные герои попадают из нью-йоркской канализации, ведомые древним существом по имени Алим Целакант, который затем становится царём Атлантиды согласно Пророчеству.

В комиксах

  • В комиксах издательства DC Comics действуют несколько персонажей, происходящих из Атлантиды, в их числе супергерой Аквамен.
  • В комиксах издательства Marvel Comics Атлантида является подводным государством, населённым существами вымышленного вида homo mermanus. Управляет государством Нэмор, являющийся гибридом человека и атланта.
  • Издательство Dark Horse Comics выпустило комикс о приключениях Индианы Джонса в Атлантиде, основанный на игре «Indiana Jones & The Fate Of Atlantis: The Graphic Adventure».
  • Атлантиды появилась в предыстории комиксов о Хеллбое, где являлась аванпостом Гипербореи.

«Атлантида» в Google Earth

В начале 2009 года после запуска на Google Earth нового сервиса Ocean, предназначенного для просмотра рельефа морского дна, несколькими пользователями на дне Атлантического океана между Гибралтарским проливом и Азорским архипелагом (координаты 31°15′15″ с. ш. 24°15′15″ з. д.) была обнаружена специфическая картинка, напоминающая снимок улиц города с большой высоты. По этому поводу была опубликована соответствующая статья в The Sun и других таблоидах[6]. После этого Google сразу опровергла вывод об Атлантиде, заявив, что изображение является артефактом процесса сбора данных, а прямые линии — курсом кораблей, осуществлявших батиметрическую съёмку[7].

Примечания

  1. «Письма Махатм». — Самара, 1993
  2. Скотт-Эллиот У. «История Атлантиды»
  3. Ледбитер Ч. У. «Учителя и Путь», Адьяр, 1925, Теософическое издательство
  4. Jinarajadasa C. Occult Investigations (1938)
  5. Астрономические предрассудки и материалы для составления новой теории образования планетной системы. — Ливны: тип. И. А. Савкова, 1877. — 160 с. (см. ISBN )
  6. Is this Atlantis? The Sun. Published: 20 Feb 2009
  7. Atlantis still a lost city, says Google
Advertisement