Наука
Advertisement

Дании́л (ивр. דָּנִיֵּאל‎, Даниэль, «Бог мой судья») — библейский пророк (относящийся к так называемым «великим пророкам»), потомок знатного иудейского рода. Подростком, в 607 г. до н. э. попал вместе с соплеменниками в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима. В Вавилоне он получил халдейское образование и был призван на службу при дворе.

Согласно Библии, Даниил обладал даром понимать и толковать сны, чем и прославился при дворе Навуходоносора, а после падения Вавилона — при дворе Дария и Кира.

Библейская Книга Даниила

Авторству Даниила принадлежит книга, дошедшую до нашего времени под его именем — Книга пророка Даниила.

Краткое содержание книги

Пять Царств Даниила и их толкование

Даниил объяснил Навуходоносору сон про истукана (Даниил 2:31), разбитого камнем, упавшим с горы (истукан — языческие царства, сменяющие друг друга, камень — Мессия, а гора — Вечное царство Божие).

« Ты (Навуходоносор) — это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Даниил 2:31-46; 7:1-28) »

Библейское предание гласит, что Даниил и другие иудеи в Вавилоне не отказались от веры отцов, за что были часто притесняемы. Но в каждом случае записанном в Библии они чудом спасались. Так, за отказ поклониться идолу, три друга Даниила, иудеи Анания, Мисаил и Азария (получившие в пленении имена Седраха, Мисаха и Авденаго соответственно), были брошены в печь, но чудом спаслись. Сам Даниил был дважды брошен в яму ко львам на растерзание (при мидянах и при персах), но оба раза был чудесным образом спасен (Даниил 6:24).

Перед падением Вавилона под мощью мидян, Даниил объяснил царю Валтасару знаменитое пророчество «мене, мене, текел, упарсин» (Даниил 5:25-28) о скорой гибели Валтасара и его царства.

Позже Даниил исчислил срок в «семьдесят седьмин» (Даниил 9:24), оставшийся до прихода в мир Мессии.

В царствование Кира, Даниил показал ему пророчество Исаии о Кире, чем сподвиг последнего на освобождение евреев из вавилонского пленения и на восстановление Храма в Иерусалиме.

Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 90 лет) и был похоронен в гробнице в г. Сузы.

Еврейская традиция не причисляет Даниила к пророкам, поскольку тот не разговаривал с Богом напрямую. Предания гласят, что Даниил разговаривал с «ангелами Господними», но не с самим Господом.

Вместе с тем, Даниил высоко почитается христианской церковью в виду его предсказания срока прихода в мир Мессии и его появления в Иерусалимском храме, на которые по свидетельству Нового Завета ссылался Иисус Христос.

В Библии сказано, что время прихода Мессии никому не известно, поэтому все попытки его предсказывать бесполезны, и бесмысленны. Многочисленные попытки предсказать время прихода Мессии, а, значит, и Конца света оказывались несбывшимися.

Advertisement