Наука
Advertisement

Категория — многозначный термин.

Категория (от греч. kategorein — высказывать) — в разговорном языке - наиболее общее (предельное) понятие - характеристика подкласса класса общих понятий (универсалий), то же самое, что вид, сорт, класс, ранг («определенная категория служащих»); с одной стороны, наиболее общие и вместе с тем «родовые понятия» (Кант) действительности, от которых происходят остальные понятия (категории познания); с другой — первоначальные и основные формы бытия объектов познания (категории бытия). Категории и связи между ними исследуются в учении о бытии (онтологии) и в теории познания (гносеологии).

По Аристотелю

Основателем учения о категориях является Аристотель; он считал, что имеется всего 10 категорий (единичного и общего):

  1. сущность,
  2. количество,
  3. качество,
  4. отношение,
  5. место,
  6. время,
  7. действие,
  8. страдание,
  9. обладание,
  10. самонахождение (положение).

По Платону

По существу, уже и Платон знает 4 категории:

  1. идентичность,
  2. отличие,
  3. постоянство,
  4. изменчивость.

В схоластике

Схоластика, которая называла категории также предикаментами (предикабилии), знала только 6 категорий:

  1. бытие (сущность),
  2. качество,
  3. количество,
  4. движение (изменение),
  5. отношение,
  6. обладание (Habitus).

По Декарту и Локку

Декарт и Локк различают 3 категории:

  1. субстанция,
  2. состояние (модус),
  3. отношение.

По Канту

Кант понимал под категориями формы рассудка, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт и которые сами по себе, т. е. без использования ощущений, не имеют познавательной ценности. Кант составил таблицу категорий, производную от соответствующей таблицы суждений (схемы), систематизировал 12 категорий в 4 группы по 3 категории в каждой; первые 6 категорий он назвал математическими, а 6 последних — динамическими;

  • категории количества:
    1. единство (мера),
    2. множество (величина),
    3. цельность (все);
  • категории качества:
    1. реальность,
    2. отрицание,
    3. ограничение;
  • категории отношения:
    1. принадлежность,
    2. причинность,
    3. общение;
  • категории модальности:
    1. возможность,
    2. существование,
    3. необходимость.

Гегель, Гартман, Шопенгауэр

В 19 в. Гегель разработал систему категорий, более обширную и сложную, чем все прежние. Э. Гартман также дал свое последовательно проведенное и доныне сохранившее значение учение о категориях. Шопенгауэр выбросил из 12 кантовских категорий все, кроме причинности: тем самым о себе заявила философия, в принципе скептически относящаяся ко всем категориям, особенно в том виде, как она встречается у Ницше.

Кроме западной философии, сложная система категорий была построена прежде всего индийской философией, а именно философскими учениями санкхья, вайшешика и ньяя. В настоящее время проблема категорий разрабатывается в рамках онтологии.

См.также

  • Категориальный анализ
  • Категорический

Категория (Брокгауз и Ефрон)

Категория (от греческого слова κατηγορέω, обвиняю) - логический и метафизический термин, введенный Аристотелем, ныне употребляемый в значении, данном Кантом: К. - априорное понятие рассудка, условие возможности мышления. В индийской философии, в системе Вайсешика, встречается термин падарта, весьма близкий к Аристотелевому пониманию К. шесть К., приводимых в сочинениях этой школы, тождественны с Аристотелевскими, почему и возникло предположение о возможном заимствовании этого учения греками у индийцев. Но это недопустимо уже по хронологическим основаниям, ибо образование различных систем индийской философии в известном теперь виде достоверно относится лишь к началу средних веков. Более чем вероятно обратное предположение - о влиянии греческой философии на индийскую. Аристотель разумеет под К. наиболее общие понятия, служащие предикатами, выводит их из грамматических форм и насчитывает их 10: субстанция (ουσία), количество (πόσον), качество (πρϊον), отношение (πρός τί), где (που), время (πότε), положение (κεϊσθαι), обладание (εχειν), действие (ποιεϊν) и страдание (πάοχειν). В известном смысле можно смотреть на пифагорейскую таблицу 10 противоположностей, как на попытку перечисления К. (конечное и бесконечное, парное и непарное, единство и множество, свет и тень, благо и зло, квадрат и иные фигуры). Аристотелевская таблица К. представляет несовершенства двоякого рода: случайность выведения (из частей речи) и сводимость одних К. к другим. Стоики были правы, когда они вместо десяти Аристотелевых принимали лишь четыре: субстанция, качество, модальность и отношение; не хватает здесь только К. количества. Плотин в первых трех книгах шестой "Эннеады" подробно критикует Аристотелеву таблицу и предлагает свою, которая, однако, в истории не играет никакой роли. В средние века Раймунд Лулльский (1234-1315) пытался перечислить принципы или самые общие понятия и самые общие отношения мышления к предметам. Эти принципы он располагал в виде табличек, причем из различных комбинаций принципов должны были получаться всевозможные новые точки зрения. Таким образом его К. должны были служить своего рода логикой открытий. Современное определение термина К. принадлежит Канту. Его учение о четырех основных, распадающихся как бы на 12 видовых К. (см. Кант), представляет тот же недостаток, что и Аристолево. Кант не выводит К. - формы рассудка - из деятельности рассудка, а берет их из готовых суждений; случайный характер К. и недостаток выведения - вот упреки, которые делает Канту Фихте. Нужно вывести все К. из высшего их основания - из единства сознания. Задачу эту полнее, чем Фихте, решил в своей логике Гегель. Под К. Гегель разумеет то же, что и Кант, только решительнее придает им метафизический характер. Средством выведения К. служит диалектический метод. Началом процесса образования К. является самое отвлеченное, бедное по содержанию понятие бытия, из которого получаются сначала К. качества, потом количества и т. п. Из новейших попыток преобразования К. внимания заслуживает попытка Милля. См. Trendelenburg, "Gesch. der Kategorienlehre" (Б., 1846).

Э. Радлов.

Advertisement