Наука

This wiki's URL has been migrated to the primary fandom.com domain.Read more here

ПОДРОБНЕЕ

Наука
Advertisement

Советский агитплакат, 1930 г.

Коллективиза́ция — процесс объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х — начале 1930-х гг. (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927), в западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве, а также в социалистических странах Восточной Европы и Азии — после Второй мировой войны, на Кубе — в 1960-е гг.

Цель коллективизации — формирование социалистических производственных отношений в деревне, ликвидация мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.

Сельское хозяйство России до коллективизации

В дореволюционной России зерновое хозяйство было преобладающей отраслью сельского хозяйства. Посевы зерновых составляли 88,6 % всех посевов. Валовое производство за 1910—1912 достигало в среднем около 4 миллиардов рублей при всей продукции полеводства в 5 миллиардов рублей. Зерно было основной экспортной статьёй России. Так, в 1913 удельный вес зерновой продукции составлял 47 % от всего экспорта и 57 % от экспорта сельхозпродукции. На экспорт шло более половины всего товарного зерна (1876—1888 — 42,8 %, 1911—1913- 51 %). В 1909—1913 зерновой экспорт достиг максимальных размеров — 11,9 млн т всех зерновых, из которых 4,2 млн т пшеницы и 3,7 млн.т ячменя. 25 % экспорта давала Кубань. На мировом рынке зерновой экспорт из России составлял до 28,1 % всего мирового экспорта. При общей посевной площади в примерно 80 млн га (105 млн га в 1913 году) урожайность зерновых, однако, была одной из самых низких в мире. Основным товарным производителем зерна (свыше 70 %) были помещики и зажиточные крестьяне, доля основной массы крестьянства (15-16 млн индивидуальных крестьянских хозяйств) в товарной продукции была около 28 % при уровне товарности около 15 % (47 % у помещиков и 34 % у зажиточных крестьян).

Сельское хозяйство страны было подорвано Первой мировой и гражданской войнами. Даже через два года после окончания гражданской войны посевы зерновых составляли всего 63,9 млн.га (1923). Восстановления довоенных посевных зерновых площадей — 94,7 млн га — удалось добиться лишь к 1927 году (общая посевная площадь в 1927 составила 112,4 млн га против 105 млн га в 1913 г.). Также удалось немного превысить довоенный уровень (1913) урожайности: средняя урожайность зерновых культур за 1924—1928 достигла 7,5 ц/га против 7,4 ц за период 1909—1913. Практически удалось восстановить поголовье скота (за исключением лошадей). Валовая продукция зерновых к концу восстановительного периода (1928) достигла 733,2 млн ц. Товарность зернового хозяйства оставалась крайне низкой — в 1926/27 году средняя товарность зернового хозяйства составляла 13,3 % (47,2 % — колхозы и совхозы, 20,0 % — кулаки, 11,2 % — бедняки и середняки). В валовой продукции зерна колхозы и совхозы занимали 1,7 %, кулаки − 13 %, середняки и бедняки − 85,3 %. Количество индивидуальных крестьянских хозяйств к 1926 году достигло 24,6 млн, средняя площадь посева составляла менее 4,5 га (1928), более 30 % хозяйств не имело средств (инструмента, рабочего скота) для обработки земли. Низкий уровень агротехники мелкого индивидуального хозяйства не имел дальнейших перспектив роста. В 1928 году 9,8 % посевных площадей вспахивалось сохой, сев на три четверти был ручным, уборка хлебов на 44 % производилась серпом и косой, обмолот на 40,7 % производился немеханическими способами (цепом и др.) [1].

В результате передачи крестьянам помещичьих земель, произошло дробление крестьянских хозяйств на мелкие наделы. К 1928 году их число по сравнению с 1913 годом выросло в полтора раза — с 16 до 25 млн.

К 1928-29 гг. доля бедняков в сельском населении СССР составляла 35 %, середняцких хозяйств — 60 %, кулаков — 5 %. В то же время именно кулацкие хозяйства располагали значительной частью (15-20 %) средств производства, в том числе им принадлежало около трети сельскохозяйственных машин.[1]

Потребность в еде

Захват большевиками банков привёл к уничтожению всей финансовой и торговой системы. В условиях военного коммунизма зерно реквизировалось у крестьян без всякой оплаты (так называемая продразвёрстка). В период НЭПа продразвёрстка была заменена продналогом. Однако город мало что мог предложить крестьянам в обмен на еду. Это приводило к нехватке продовольствия в городах.

Цели коллективизации

Основными целями коллективизации были[источник?]:

  • установление государственного контроля над сельским хозяйством
  • увеличение валютных доходов партии от экспорта зерна
  • увеличение производительности сельского хозяйства за счет укрупнения и механизации хозяйств

Исполнение

Теоретически, от коллективизации больше всего выигрывали безземельные крестьяне, так как они могли получать равную оплату за свой труд. Однако для тех кто имел собственность коллективизация означала передачу имущества в колхоз и продажу большей части выращенного государству по низкой цене. Кроме того, коллективизация означала серьезное изменение традиционного образа жизни русских крестьян за очень короткое время, что не могло не вызвать недовольства.

В ноябре 1929, ЦК ВКП(б) решил начать принудительную коллективизацию. Крестьян заставляли объединяться в колхозы, сдавать свой скот и сельскохозяйственный инвентарь. Не желая отдавать своё имущество в колхоз, многие крестьяне резали скот, что привело к резкому снижению его поголовья.

Для легализации репрессий против крестьян был принят драконовский "закон о колосках".

27 декабря 1932 была введена паспортная система, причем жителям сельской местности паспорта не выдавались [2].

Раскулачивание

Многие крестьяне, в основном зажиточные (кулаки и подкулачники), противостояли коллективизации и были подвергнуты раскулачиванию. Их имущество было конфисковано, а сами они вместе с семьями сосланы в отдаленные районы СССР.

Итоги коллективизации

В СССР существовало два основных вида сельскохозяйственных предприятий: колхозы и совхозы. Они различались по виду собственности. Формально имущество колхозов было собственностью трудового коллектива, а имущество совхоза принадлежало государству, де-факто различия отсутствовали. Положение о колхозной собственности было закреплено конституционно.

Члены колхозов долгое время не имели паспортов, и для выезда или переезда в город должны были получать получать разрешения председателей. Следует отметить, что необходимость получения особого разрешения для выезда из деревни была введена ещё в 1884 году.

Ссылки

  • Большая советская энциклопедия, ст. Коллективизация
  • Advertisement