Наука
Advertisement

Любовь (социально-философское понятие) в самом широком смысле — нахождение себя в другом и другого в себе. Обычно понимается как отношение, основанное на добровольном самоотречении. Чаще всего используется для обозначения отношений между людьми, однако бывает любовь к идеям и предметам. Любовь следует отличать как от взаимовыгодных партнёрских отношений, так и от мании (паранойи) — слепой безотчётной одержимости. В любви важно понятие свободного избранничества и самоотречения, доходящего в крайних проявлениях до взаимного самоубийства (ср. гибель Ромео и Джульетты в западной традиции или митиюки в японской).

«ЛЮБОВЬ, есть чувства к единому и частному, и неделимо по духовной отдаче к ближнему так как партнёрская сексуальная близость — не любовь, а дополнение к любви в виде страсти и продления жизни (как и дыхание, сон, еда, питьё). Посему, не следует делить ЛЮБОВЬ к детям, братьям, матери и… любимой или любимому. Любовь, есть — любовь. Не следует смешивать чувство любви и стремление тела к страсти, как часть и дополнение». (А. Н. Погребной-Александров — поэт, учёный, философ, писатель)[1]

Файл:Love heart uidaodjsdsew.gif

Сердце — общепринятый символ любви

Любовь:

  1. Интенсивное, стойкое чувство сильной привязанности, симпатии.
  2. По психоанализу, эмоция, подлежащая сублимации или торможению, эквивалент Эроса (Либидо).
  3. Сильное позитивное чувство к какому-либо объекту.

Любовь — отношение, основанное на добровольном самоотречении. Чаще всего используется для обозначения отношений между людьми, однако бывает любовь к идеям и предметам. Любовь следует отличать как от взаимовыгодных партнерских (дружеских) отношений, так и от мании (паранойи) — слепой безотчетной одержимости. В любви важно понятие свободного избранничества и самоотречения, доходящего в крайних проявлениях до взаимного самоубийства (ср. гибель Ромео и Джульетты в западной традиции или митиюки — в японской).

Древнегреческие смыслы слова «любовь»

  • Агапэ — αγάπη (возвышенная, в том числе божественная любовь). Жертвенная любовь, любовь к ближнему. Первоначально обозначала вечера дружеских застолий.
  • Эрос — ἔρως (романтическая любовь — страсть, физическое влечение). Стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюбленность. У Платона обрела значение стремления к совершенству через обладание красотой.
  • Филия — φιλία (любовь-дружба, приязнь одного человека к другому). В философии Эмпедокла филия — это космическая сила притягивания, противоположная силе вражды.
  • Сторге — στοργή (семейная, родственная любовь, привязанность).

История любви

Файл:SwansHeart.jpg

Два лебедя

  • Культ любви зародился в древних цивилизациях Греции и Индии, где половое (эрос или кама) или социальное чувство (агапе) было культвировано до самодостаточно-прекрасного отношения (бхакти и эрос Платона).
  • Дальнейшее развитие культ любви получил в христианстве, где любовь превратилась в бескорыстную добродетель, связанную с верой и надеждой. Отсюда евангельский императив: «Возлюбите!», который теряет смысл, если мы сводим любовь к спонтанно возникшей симпатии. Особенно стоит упомянуть развитие понятия любви в европейской куртуазной рыцарской субкультуре, связанной с культом Прекрасной Дамы, где окончательно сформировалось представление о любовной клятве. Отсюда любовь из простой симпатии превращается в решимость, требующей немалой силы воли для преодоления преград, появляющихся на пути любви. Под влиянием христианства зародилось представление о единственной любви.
  • В философии экзистенциализма — любовь превращается в проект становления совершенством в глазах другого. Отсюда идея подвига и доказательства 'любви.'

Любовь и секс

В отношениях между людьми любовь может сопрягаться с половым влечением, так и протекать без него — т. н. платоническая любовь. Ярким проявлением подобной любви стала любовь итальянского поэта Данте Алигьери к Беатриче, с которой он не обмолвился ни единым словом, но преданность к ней пронес через всю свою жизнь. Философ Сартр доказывал, что в любви главное личность (то есть духовные отношения), ибо никто не захочет любить бездушный труп.

Биохимия любви

В последнее время проводятся исследования о том, какие биохимические процессы сопровождают состояние любви. Так, мозг влюбленных вырабатывает больше дофамина — вещество, физиологически вызывающее ощущение счастья.

Использование слова в разных языках

  • В русском языке слово любовь может часто быть использовано в совершенно разном контексте (например, как по отношению к человеку, так и к мороженому — в смысле «мороженое нравится»).
  • Во многих других языках в разном контексте обычно используются только разные слова (например, если в русском: Люблю (нравится) мороженое — любовь к человеку, то в украинском: любов — кохання, в английском: like — love).

Книги о любви

Научные
Художественные
Практические

Фильмы о любви

  • «Любовь и голуби» — Любовная комедия.
  • Жестокие игры — Психологическая и любовная драма

Ссылки

Источники

Логотип «Викицитатника»
В Викицитатнике есть страница по теме
Любовь
  • Большой толковый психологический словарь/Ребер Артур: Пер. с англ. — М.:Вече, АСТ, 2000. ISBN 5-78380606-4
  • Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб:Питер,2001.—752с. ISBN 5-318-00236-6
Advertisement