Наука
Advertisement

Предмет - вещь, объект в самом широком смысле, всякое сущее, которое благодаря наглядному образу или внутреннему смысловому единству выступает как ограниченное и в себе завершенное. В этом смысле предметом является всякое данное простому переживанию (сознанию) нечто, имеющее индивидуальную форму. В качестве осн. видов предметов можно различать:

1) вещь - физический, принадлежащий внешнему миру предмет;

2) понятие - логически мыслимый предмет;

3) состояние как предмет - общие состояния чувств, или духовная направленность, напр. "дух" какого-либо дела, "дух" времени.

В последнем смысле слова "предмет" и "предметный" в нач. 20 в. стали боевым кличем против всякого рода субъективизма и символом обращения вновь "к самой вещи" (Феноменология) во всех областях (Объективность, Свойство). Кант под вещью-в-себе понимает только принадлежащее внешнему миру и считает, что для нас не существует др. предметов, кроме предметов, данных нашим чувствам; вещь-в-себе, ее объективная, нечувственная причина для нас совершенно непознаваема. В экзистенциализме предмет - это нечто противостоящее мне в переживании, выступающее из обыденности вещей (ибо это не под рукой, не подходит, препятствует и т. д.), сопротивляющееся, сущность чего обнаруживается благодаря переживанию сопротивления.

См.также

Advertisement