Наука
Advertisement

Евге́ний Ю́рьевич Си́доров (род. 11 февраля 1938, Свердловск) — советский и российский литературный критик, литературовед, эссеист, общественный и государственный деятель. Профессор, доктор культурологии. Чрезвычайный и Полномочный Посол, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО (с 1992 по настоящее время). Профессор Литературного института имени А. М. Горького (с 1987 по настоящее время). Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2008).

Биография

Родился в Свердловске (ныне Екатеринбурге) 11 февраля 1938 года в семье юристов. Отец, Юрий Никифорович (1911—1972), председатель Пермской областной коллегии адвокатов, мать, Наталья Даниловна (1915—1952), член Гражданской коллегии Верховного суда РСФСР. Дед по мужской линии — мелитопольский купец 2-й гильдии (в 1880-х гг. земский учитель, участник революционного движения — народник) Никифор Климентович Сидоров, бабка — Мария Петровна Кадыгроб (её дед — титулярный советник Александр Николаевич Кадыгроб, предводитель дворянства и судья Мелитопольского уезда Таврической губернии в 1850-х гг.), из рода запорожских казаков, известного с 1640-х гг. и возведённого в дворянство в 1780-х гг. Окончил с отличием юридический факультет Московского государственного университета (1961), а также аспирантуру на кафедре теории литературы и литературной критики Академии общественных наук при ЦК КПСС (АОН при ЦК КПСС) (1974), где защитил кандидатскую диссертацию по филологии («К проблеме стилевого многообразия современной советской прозы»).

Работал в Московском горкоме ВЛКСМ (1960—1962), членом редколлегии и заведующим отделом литературы и искусства газеты «Московский комсомолец» (1962—1965), зав. отделом русской литературы «Литературной газеты» (1965—1967), зав. отделом критики журнала «Юность» (1967—1971), заместителем заведующего кафедрой АОН при ЦК КПСС (1974—1978), первым проректором (1978—1987) и ректором Литинститута (1987—1992), министром культуры России (февраль — март 1992)[1][2][3], министром культуры и туризма Российской Федерации (март — сентябрь 1992)[4][5] и министром культуры Российской Федерации (декабрь 1992 — август 1997[6][7]; кандидатура Сидорова на пост министра была предложена госсекретарю Г. Э. Бурбулису группой либеральной интеллигенции (академиком Дмитрием Лихачёвым, Михаилом Ульяновым и Юрием Карякиным)[8], постоянным представителем РФ при ЮНЕСКО в Париже (1998—2002, сменил в этой должности правозащитника Михаила Федотова), Послом по особым поручениям (2002—2004). С января 2008 года — первый секретарь Союза писателей Москвы. Член Союза писателей, Союза журналистов, Союза кинематографистов России, член Российского ПЕН-клуба.

Избирался депутатом Государственной Думы России в 1993 и 1995 годах. Отказался от мандата депутата второй Думы, оставшись на посту министра.

В 1987—1999 годах ежегодно выступал с лекциями на отделениях русистики в университетах Германии (Кельн, Бремен), Италии (Турин, Милан, Удине, Генуя, Верона), Франции (Сорбонна), США (Нью-Джерси, Южная Юта). Член жюри премии «Русский Букер» (1998), председатель жюри (2008). Председатель жюри российско-итальянской премии «Москва-Пенне» (с 1996 года по настоящее время).

Избирался секретарем Правления Союза писателей СССР (1986—1991 гг.), заместителем Генерального секретаря Ассоциации писателей Азии и Африки (1986—1990 гг.). В настоящее время — Первый секретарь Союза писателей Москвы (с 2008 года).

Женат вторым браком, вторая супруга — дочь редактора «Вечерней Москвы» Семёна Индурского. В загсе свидетелем у молодожёнов был поэт Евгений Евтушенко. Е. Ю. Сидоров — отец двух сыновей[9].

Основные работы

Автор книги о Евгении Евтушенко (3 издания). Опубликовал сотни статей по проблемам русской и многонациональной литературы СССР. Много писал также о современном театре и кинематографе. Его работы неоднократно переводились на иностранные языки. Среди книг Е. Ю. Сидорова: «Время, писатель, стиль» (2 издания), «На пути к синтезу», «Мысли в дороге», «Страницы и судьбы», «Теченье стихотворных дней…», «Ориентиры культурной политики», «Необходимость поэзии», «Записки из-под полы» и др.

В центре внимания критика — вопросы стиля, формы прозаического и поэтического высказывания. Его герои — Михаил Булгаков, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Иосиф Бродский, Леонид Мартынов, Варлам Шаламов, Василий Аксёнов, Белла Ахмадулина, Фёдор Абрамов, Валентин Распутин, Юстинас Марцинкявичюс, Чингиз Айтматов, Фазиль Искандер, Олжас Сулейменов, Отар Чиладзе и другие писатели XX века.

Награды

  • Заслуженный деятель искусств Российской Федерации
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998)
  • Орден Трудового Красного Знамени (10.02.1988)
  • Орден Дружбы народов (16.11.1984)
  • Орден «Знак Почёта» (07.08.1981)
  • Орден Великого Князя Гядиминаса (Литва)
  • Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой» (Польша)
  • Лауреат Международной премии им. Петра Великого (2002) - «За выдающийся личный вклад в развитие культурных и научных связей России с зарубежными странами»
  • Премия «Золотая олива — Медитерранео» (Италия, 1991)
  • Почетный гражданин города Джексона (США, 1996)
  • Почетный гражданин города Пенне (Италия, 2008)
  • Почетный доктор гуманитарных наук Университета Южной Юты (США, 1997)
  • Почетный член Российской Академии художеств (2008)

Дипломатический ранг

Чрезвычайный и полномочный посол (9 сентября 1999 года)

См. также

  • Список представителей Российской Федерации при международных организациях

Библиография

  • О стилевом многообразии современной советской прозы. М., 1977
  • Время, писатель, стиль. М., 1978; 2-е изд., доп. М., 1983
  • На пути к синтезу. М., 1979
  • В поисках истины. Алма-Ата, 1983
  • Мысли в дороге. Тбилиси, 1986
  • Евгений Евтушенко: личность и творчество. М., 1987

Примечания

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 226: attempt to index field 'wikibase' (a nil value). Шаблон:Постоянные представители СССР и Российской Федерации при ЮНЕСКО

Предшественник:
Владимир Константинович Егоров
Ректор ЛИ им. А. М. Горького
90px

19871992
Преемник:
Сергей Николаевич Есин
Предшественник:
Юрий Мефодьевич Соломин,
Александр Иванович Шкурко
(и. о. как 1-ый замминистра)
[источник не указан 1869 дней]
Министр культуры Российской Федерации
60 px

5 февраля 1992 года28 августа 1997 года
Преемник:
Наталья Леонидовна Дементьева
Предшественник:
Михаил Александрович Федотов
Постоянный представитель Российской Федерации
при ЮНЕСКО

Flag of UNESCO.svg

24 января 1998 года4 июня 2002 года
Преемник:
Владимир Авдашевич Каламанов
Advertisement