Наука
Advertisement
Файл:Талмудъ (титульный листъ).jpg

Титульный лист Виленского издания Талмуда (англ.)

Талму́д (ивр. תלמוד‎) — дословно «учение», считается Устным Божественным преданием, Устный закон в иудаизме.

Содержание Талмуда

Многотомный свод еврейской религиозной литературы, сложившийся с II в. до н. э. по VI в. н. э.. Известен также как Устное Учение или Устный Закон.

В ортодоксальном иудаизме принято, что Устное Учение было получено на стоянии на Синайской горе и его первоначальное содержание столетиями передавалось от поколения к поколению устно, в отличие от Танаха (Ветхий Завет), который назывался Писаным законом.

Кроме законодательных текстов, называемых Галаха, Талмуд включает большое количество сказочных и мифологических сюжетов, народных поверий, исторических, медицинских, магических, кулинарных текстов, случаев и анекдотов. Все это называется Агада.

В основе талмудического творчества лежит комментарий Танаха, в особенности его первой части — Пятикнижия, или Торы.

До конца XVIII века талмудическая учёность была живой, а текст Талмуда адаптировался согласно велению времени. Ещё в XVIII веке раввин, прозванный за свою ученость Виленским Гаоном (ивр. גאון‎ — гений), вносил на полях Талмуда уточнения.

Философия Талмуда

Талмуд является комплексом разнообразных, часто противоречивых материалов законодательного характера, теологических дискуссий, фольклорных материалов, мифов, волшебных и бытовых сказок, исторических рассказов, медицинских и магических рецептов, анекдотов, басен и притч. Всё это приправлено склонной к парадоксам, отрицающей односторонние абстракции еврейской мудростью и еврейским юмором.

В Талмуде изложено множество мнений и постановлений, часто противоречащих друг другу и даже парадоксальных. Изучая Талмуд, учёные сталкиваются с хорошо известным антропологам и этнографам феноменом. Как и любой фольклорный и мифический свод, Талмуд и его комментарии содержат множество противоречивых утверждений. Перефразируя известную пословицу: «Скажи мне, что ты цитируешь из Талмуда, и я скажу, кто ты». В отличие от греческих философов, любивших философию, то есть буквально «любовь к мудрости» ради самой мудрости, еврейские мудрецы никогда не делали глобальных обобщений. Заявлять на основе одной цитаты или отрывка, что «Талмуд учит», можно лишь в качестве литературной метафоры.

Талмуд и комментарии к нему являются своеобразной и неповторимой энциклопедией еврейской мысли и жизни народа. Там нашли своё выражение различные тенденции еврейской мысли — от крайнего, нетерпимого фанатизма до широкого универсализма, от ксенофобических умозаключений до гуманистических идей, намного опередивших европейские идеи гуманизма, плюрализма и социальной справедливости.

В Талмуде можно отыскать множество критических утверждений о евреях, которые сегодня назвали бы антисемитскими или исходящими от так называемых «евреев-самоненавистников». Но и эта традиция жестокой, нелицеприятной критики ведёт своё начало от библейских пророков, бичевавших грехи своего народа и своей страны, а то и от самого Господа, сокрушавшегося об упрямстве, жестоковыйности своего избранного народа.

Талмуд (в широком смысле слова, как религиозное иудейское учение) считается незавершённым и в канон постоянно включаются новые и новые тексты: Комментарий Раши, Мишна Тoра Маймонида, Каббала Моше де Леон, Шульхан Арух Йосефа каро и Иссерлиса. Хасиды включают в канон произведения своих ребе, адморов и цадиков.

Язык Талмуда

Талмуд по большей части написан на различных диалектах арамейского языка, с включением большого количества древнееврейских слов и понятий и библейских цитат на древнееврейском языке или из арамейских переводов. В Талмуде встречается около 2,500 слов и целых фраз из классического греческого языка и ещё больше греческих слов из различных ближневосточных диалектов.

История Талмуда

Расширенное устное толкование библейских законоположений впервые было собрано и отредактировано в 210 году н. э. Егудой а-Наси и получило название Мишнa (букв. «повторение» закона).

Мишна вскоре сама стала предметом толкований. Этим занялись амораи (разъяснители) одновременно в Палестине и Вавилонии, где ко II веку н. э. было уже много евреев. Собрание толкований Мишны называется Гемарa (буквально «учение» по-арамейски). Мишна и Гемара и составляют Талмуд. Так как толкование Мишны происходило в Палестине и Вавилонии, то имеются два Талмуда — Иерусалимский (Талмуд Ерушалми) и Вавилонский (Талмуд Бавли).

Разделы и трактаты Талмуда

  • Зраим (ивр. זרעים семена) — законы, связаные с посевами и благословлениями.
  • Моэд (ивр. מועד праздник) — законы шаббата, праздников и важных дат.
  • Нашим (ивр. נשים жены) — законы бракоразводного процесса и брачных обетов.
  • Незикин (ивр. נזיקין ущербы) — законы ущербов, судопроизводства, идолопоклонства.
  • Кодошим (ивр. קדשים жертвоприношения) — законы жертвоприношений в храме, правил кашерного закалывания животных.
  • Теорот (ивр. טהרות ритуально-чистые) — законы ритуальной чистоты.

Издания Талмуда

Установился обычай печатать все издания Талмуда с одинаковым числом страниц и давать на каждой странице постоянно точный определённый текст. Поэтому в любом издании Талмуда имеется 2947 листов, или 5894 страницы.

Большая работа по редакции Талмуда проделана перед выпуском знаменитого Виленского издания Талмуда (1880), она была осуществлена коллективом раввинов литовских йешив и легендарным издательством «Вдова и сыновья Ромм». Это издание положено в основу всех последующих. Единственным текстом кириллицей в этом издании является строчка «Дозволено цензурой».

Переводы Талмуда

Ссылки

ar:تلمود bg:Талмуд ca:Talmud cs:Talmud da:Talmud de:Talmud en:Talmud eo:Talmudo es:Talmud et:Talmud fa:تلمود fi:Talmud fr:Talmud he:תלמוד hr:Talmud hu:Talmud ia:Talmud id:Talmud it:Talmud ja:タルムード ko:탈무드 lt:Talmudas nl:Talmoed nn:Talmúd no:Talmud pl:Talmud pt:Talmud sk:Talmud sr:Талмуд sv:Talmud tl:Talmud tr:Talmud yi:תלמוד zh:塔木德 zh-yue:塔木德

Advertisement